Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A   Сброс
Логотип Детского сада 188 г. Воронежа (МДОУ)
Центр развития ребенка - детский сад №188
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 


Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников


06.04.2018

В дошкольном возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Контроль за развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для полноценного личностного развития ребенка.

Кроме того, дошкольный возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.

    Задачи программы:
  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
    Основные принципы:
  • принцип междисциплинарного подхода;
  • принцип сотрудничества с семьей ребенка;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип последовательности и поэтапности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип ориентации на индивидуальные особенности;
  • принцип создания специально организованной педагогической среды.

Организационная модель службы психологического сопровождения:

I блок ориентирован на детей и включает в себя организационные формы оказания помощи детям с проблемами в развитии. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации. По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам группы по наиболее эффективному проектированию дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи: а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей дошкольного возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в «Уголках родителей» (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).

Программа психолого-педагогического сопровождения включает:
1. анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад); устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего и младшего возраста и по подготовке к поступлению в детский сад; изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.);
2. наблюдение за детьми в группе; беседы с родителями и воспитателями; проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего и младшего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации;
3. заполнение воспитателем под руководством педагога-психолога Индивидуального образовательного маршрута ребенка с целью отслеживания гармоничности/дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка);
4. психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем в развитии;
5. рекомендации родителям и педагогам; разработку и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

    Предполагаемые результаты:
  • раннее выявление отклонений в развитии детей;
  • устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства;
  • повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей;
  • создание специально организованной педагогической среды.

Направления деятельности педагога-психолога

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка - его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.
Диагностика осуществляется педагогом-психологом в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.), исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.), в ходе наблюдений за ребенком.
Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.

В профилактическом направлении педагог-психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.
Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Коррекционное направление - предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

Консультативное и просветительское направление - направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего и младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей раннего и младшего возраста, так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям и педагогам, а также в виде оформления стендовых консультаций.


Психолого-педагогическое сопровождение детей подготовительной к школе группы

В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Цель: повышение уровня психологической готовности к обучению в школе детей шестилетнего возраста.
    Задачи:
  • формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей. Расширять представлений об окружающем мире;
  • формировать навыки взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Этапы реализации программы:
1 этап. Организационно-подготовительный (изучение литературы, диагностика детей, анкетирование педагогов и родителей, введение их в тему).
2 этап. Основной (взаимодействие всех участников образовательного процесса, непосредственно образовательная деятельность детей, деятельность кружков, коррекционных занятий, консультации, участие в конкурсах).
3 этап. Заключительный (диагностирование детей, анализ результатов, отчет на педсовете о готовности детей к обучению в школе).


Мероприятия:

с детьми - диагностика готовности к школе - занятия по теме: «Приобщение ребенка к социальному миру» - занятия по теме: «Юный интеллектуал» - тренинг «Дружные ребята» - индивидуальные занятия на развитие познавательных процессов - серия занятий: Проигрывание ситуаций на основе прочтения сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»
с педагогами - анкетирование «Готовность к школе»
- консультация «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?»
- показ презентации методической разработки «Психология готовности ребенка к школе»
- семинар-практикум «От сотрудничества с семьей к развитию ребенка»
- картотека «Развивающие игры»
с родителями - анкетирование «Готов ли ребенок к школе?»
- консультация «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?»
- выступления на родительских собраниях («Умеем ли мы общаться?»)
- индивидуальное консультирование
- рекомендации в родительских уголках

Предполагаемые результаты
    Для детей:
  • повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе;
  • сформируется позитивное отношение к обучению в школе;
  • повысится уровень развития познавательной активности;
  • сформируются предпосылки учебной деятельности, необходимые для успешного обучения;
  • сформируются навыки взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
    Для родителей:
  • развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе;
  • знакомство с особенностями психического развития детей.

Положение о психолого-педагогическом сопровождении воспитанников


ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
8-800-2000-122
экстренная психологическая помощь ежедневно, круглосуточно, анонимно, бесплатно

 

 

 

 

Адрес: 394077 г.Воронеж
бульвар Победы-5
тел./факс: (473) 266-19-38
e-mail: mdou188vrn@mail.ru
Мы на карте  
Зачисление воспитанников электронная запись в ДОУ официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации федеральный портал Российское образование информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных учреждений

 

 

 

 

Rambler's Top100